Контроль расхода топлива на практике

Судя по количеству опубликованных в интернете статей на тему контроля расхода топлива, у нас теперь не две главные беды, а три.
Почему это именно наша беда, а не наших соседей, вопрос по видимому философский.
Ну, не воруют топливо в Европе и в Америке, и даже в Южной Америке не воруют, правда там топливо подозрительно дешевое.
Если с первыми двумя бедами мы по сути смирились, то с третьей мы вынуждены справиться, иначе наши продвинутые соседи – конкуренты по своему решат все наши проблемы.

Те, кто интересуется тематикой контроля расхода топлива? несомненно читали статью руководителя компании “Omnicomm” С. Емельянова : “Воровство топлива – хорошо организованный бизнес“.

Очень точно сказано, и если бизнес, то это действительно серьезно и все участники этого бизнеса имеют свою долю. Понятно, что эта доля берется исключительно из доходов предприятий, больших и маленьких
Этот бизнес не афишируется , у него свои правила и законы, и главное, он хорошо организован. Вон за эту четкую организацию и вынуждены отдавать свои доходы автопредприятия, у которых не ведется контроль за расходом топлива.

Чтобы не отдаляться от практической плоскости вопросов по контролю за расходом топлива приведем несколько примеров.
1. С крупного нефтеперерабатывающего завода крали топливо , вывозя его в топливных баках бензовозов. Бензовозы заезжали на территорию завода с пустыми баками, выезжали с полными. После того как охранное предприятие приобрело топливомеры ПТ -041 для замера уровня топлива в баках , этот вид воровства прекратился. Для контроля делались замеры на въезде и выезде бензовозов. Если уровень топлива был на выезде больше чем на въезде машина задерживалась для разбирательства.
2. Автопредприятие имеет собственную заправку на своей территории. Водители жаловались, что в определенную смену заправка делается с большим недоливом. Когда стали применять топливомер для контрольного замера уровня топлива, сразу выявился виновник недоливов.
3. Водители лесовозов пользовались тем, что нормы расхода топлива для вывоза леса были завышены. Действительно, иногда при вывозе с делянки расход топлива увеличивался в два-три раза. Но эти нормы распространялись на весь рейс. В результате применения топливомеров были скорректированы нормы расхода, что устранило необоснованные потери топлива. Само наличие топливомеров прекратило практику безграничного воровства топлива.
5. По правилам бухгалтерской отчетности по ГСМ необходимо в конце месяца проводить измерение остатка топлива в баках транспортных средств. На предприятии велся учет расхода топлива расчетным методом по нормам расхода . Но программы не могут спрогнозировать все что бывает на практике. Был случай, когда программа выдавала, что в баке Газели остаток на конец месяца 370 литров, хотя в бак влезает не больше 70 литров. Поэтому приходилось спрашивать у водителей сколько топлива осталось в баке и они сообщали эту информацию с учетом своих интересов. С применением топливомеров, остаток топлива в баке измеряется с точностью до 1 литра.
6. На автопредприятии не был организован учет расхода топлива. Водителям платили небольшую основную зарплату подразумевая, что остальное они доберут на левых рейсах и топливе. Довольно часто бывало, что не найдя покупателя на топливо, его сливали в канаву,…………… видимо, чтобы не досталось врагу. Пожалуй, тут без комментариев.
Когда приобрели топливомеры, водители стали иметь возможность сдавать своему предприятию сэкономленное топливо на взаимовыгодных условиях.

Обратите внимание, что в этих примерах применяются измерители уровня топлива в баках, которые выполняют контрольные замеры и не требуют установки на машины какого либо оборудования. При этом они позволяют измерять уровень топлива в баках любых транспортных средств, с высокой точностью, и сами измерители просты и надежны в эксплуатации.

Для подобных применений предлагаются универсальные топливомеры ПТ–041 и ПТ-043 как измерители уровня топлива в баках транспортных средств. Топливомеры позволяют выполнить контрольные замеры уровня топлива для баков любой формы и объёма. Они являются основой для организации мероприятий по контролю за расходованием топлива на автопредприятиях.

В чем же состоит главное преимущество топливомеров по сравнению с обыкновенными мерными линейками, которые используют до сих пор. Ответ оказался очень простым. При замерах мерной линейкой нужно располагать ее определенным образом, прижимая к стенке горловины и упирая конец линейки в дно бака.

Поэтому, при замерах , надо учитывать особенности конкретного бака. В результате разные замерщики получали разные результаты замеров, и поэтому к самому методу замера мерными линейками относятся с предубеждением, поскольку он не дает уверенности в его точности. По крайней мере существует правило по которому замеры должен выполнять один человек (обычно механик), чтобы устранить так называемый человеческий фактор.

При замерах топливомерами ПТ-041, ПТ-043 этот главный недостаток, присущий мерным линейкам просто отсутствует. Замеры получаются всегда одинаковыми и не зависят от замерщика. Замеры может выполнять любой , в том числе и сам водитель

В результате механику не надо бегать за водителями для выполнения замеров и устраивать очереди при въезде и выезде машин. Задачей механика становится занесение этих замеров в компьютер вместе с данными по пробегу, для их сохранения и последующего анализа..
В необходимости применения компьютеров теперь вряд ли надо кого-то убеждать, но методика выполнения конкретных мероприятий всегда требует пояснений и привязки к особенностям работы автопредприятия.

У тех, кто уверен, что организовать учет топлива в принципе невозможно, сразу возникает вопрос о доверии водителю при выполнении замеров. Раз водитель заинтересован в результатах замеров, то и доверять ему эти замеры нельзя. Как показала практика, дело обстоит с точностью, до наоборот.
Поскольку за замер отвечает конкретный водитель, то на нем лежит ответственность и понимание того, что его могут в случае чего перепроверить. Кроме того, при анализе замеров на компьютере любые махинации с топливом легко обнаруживаются.

Речь, конечно, не идет о том, что водитель не может взять пару литров на хозяйственные нужды, но главное состоит в том, что ведется учет расхода топлива для каждой машины. И обратите внимание, все это без привлечения дополнительных сотрудников и необходимости тратить не малые средства на оборудование машин специальными датчиками и устройствами для съема и передачи информации.
Существует большое количество программ, которые позволяют выполнить анализ замеренных данных и получить отчет по фактическому расходу топлива у конкретного водителя и за конкретный период.